Настало время делать свои первые неуверенные шаги. Развитие ребенка в 11 месяцев предполагает, что малыш уже говорит и ходит. Нельзя сказать, что в совершенстве, однако, по сравнению с предыдущими месяцами, виден большой скачок вперед.
Было замечено, что те дети, которые рано начинали ползать, позже учатся ходить. Это объясняется тем, что ребенок нашел для себя более легкий способ передвижения и не стремится «вставать на ноги». Ничего страшного в этом нет. Такие детки пойдут чуть позже.
Физические параметры
К этому моменту малыш подрастет еще на 1 см и поправится на 300-400 гр. Физические показатели для каждого ребенка индивидуальны и во многом зависят от наследственных факторов, способов вскармливания (дети на грудном кормлении поправляются не так стремительно, как искусственнички) и активности карапуза. Если ребенок болеет, вес теряется вследствие плохого аппетита. Приблизительно за месяц происходят следующие изменения:
- Вес составляет 10-10,2 кг;
- Рост колеблется в пределах 75-77 см.
Таким образом, к 11-ти месяцам малыш прибавляет около 6,8 кг от первоначального веса, и на 23 см увеличивается его рост.
Сон
Ночные бдения, кажется, отходят в сторону. Как правило, кроха хорошо спит, даже если до сих пор присутствует ночное кормление. Установленный ранее режим дня предполагает, что 1,5 часа отводится на дневной сон, который теперь уже один, и около 11-ти часов на ночной. Крепкий сон достигается также принятием ванн и поздним кормлением. Режим сна и бодрствования подразумевает, что укладывать спать ребенка нужно в одно и то же время.
Основные навыки
- Ребенок уверенно ходит, если держится за руку мамы.
- Взявшись за опору, малыш доходит до желаемого предмета, приседает, чтобы взять его, затем встает. В этот момент он, увлеченный предметом, забывается и на какое-то время отпускает ручку от опоры, делая первые шаги без чьей-либо поддержки.
- Ходит карапуз сначала смешно, широко расставив полусогнутые ножки и слегка наклонясь вперед, ведь ему не хватает практики. Пытается подниматься на носочки.
- Умеет обобщать предметы. Например, если попросить малыша принести мячик, он может взять сразу несколько на выбор. Он уже хорошо разбирается, что одни предметы круглые (как мячик), а другие квадратные (как кубики).
- Понимает, что такое горшок и, хотя сам еще не в состоянии проситься на него, не возражает, когда мама усаживает его для справления нужды. От родителей требуется лишь немного наблюдательности, чтобы заметить, когда пора посадить кроху на горшок. А какая получается экономия на памперсах!
Как только ребенок начинает ходить, есть повод задуматься о приобретении качественной первой обуви, обязательно ортопедической с жестким задником для фиксации стопы. Детские ортопеды отмечают, что особенно первое время на обуви нельзя экономить, так как неправильно подобранная зачастую приводит к вальгусным деформациям стопы.
Выбор первой обуви имеет большое значение для дальнейшего развития стопы
Для того чтобы изгиб стопы правильно формировался, ребенку просто необходимо ходить босиком, причем по разным поверхностям: по песку, траве, гальке, жестким коврикам (таким, как стелят в прихожей). Все это укрепляет мышцы ноги. Было бы неплохо купить ортопедический коврик с поверхностью из разной фактуры и материала. Также ближе к году есть смысл показать ребенка ортопеду и проконсультироваться у него по волнующим вас вопросам.
Питание
Наличие 8-ми зубов позволяет карапузу кушать многое из предложенной еды, ведь теперь он умеет ее пережевывать. Поэтому его питание становится максимально приближенным к взрослому. Выделим основные принципы, которых необходимо придерживаться, пытаясь накормить 11 месячного ребенка:
- пища готовится на пару или подается в отварном виде;
- акцент делается не на пюре, а на мелкоизмельченной еде, в то же время важно следить, чтобы порционные кусочки не были слишком большими — ребенок может подавиться;
- нельзя давать свежее молоко, шоколад, цитрусовые, заморские фрукты и орехи;
- на многие специи в этом возрасте табу (о том, какие специи разрешены в питании 11-ти месячного малыша, можно прочитать здесь);
- сохраняется 5-разовый режим питания, однако в индивидуальных случаях можно перевести и на 4-разовое;
- хотя бы раз в день собирайтесь за обеденным столом всей семьей.
Психоэмоциональное развитие
- Конечно, первое, что приходит на ум в психоэмоциональном развитии данного периода — это речевые навыки. Словарный запас малыша ежедневно пополняется. Он старается изъясняться кратко и лаконично: «Дай» – означает «мама, я хочу есть» или «подай мне, пожалуйста, вон ту игрушку». А фразу «бу-бух» можно перевести как «кажется, я неудачно приземлился».
- Проявляет упорство в достижении поставленной цели. Может несколько раз повторить манипуляции с предметом, если добиться результата не получилось с первого раза.
- Кроха весьма сообразителен: он понимает, что легче перевернуть ящик с игрушками и на полу найти нужную, чем кропотливо искать в самом ящике.
- Любит примерять на себя роль мамы и папы: кормит зайчика, стучит молоточком по столу, как бы забивая гвозди, тряпкой вытирает пыль, моет пол, ну, конечно, условно.
- Понимает значение игры. С удовольствием играет в прятки или в «идет коза рогатая». Повторяет все действия с улыбкой на устах.
Любопытные детки ищут взаимосвязь между предметами, размышляют, что с ними можно сделать
Помогаем развиваться
Не расстраивайтесь, если кроха пока не говорит. Для того чтобы помочь ему развиваться в этом направлении, проводите несложные занятия:
- Комментируйте все свои действия, когда рядом с вами ребенок: «Давай собираться на улицу, наденем шапочку, чтобы ушки не замерзли. Где у нас ушки? На ручки наденем рукавички» … и т. д. Или на кухне: «Сейчас мама очистит картошку от кожуры, порежет ее на кусочки, сварит и будет Андрюшка кушать» …
- В обсуждении делайте акцент на существительных. Именно они первыми появляются в лексиконе малыша.
- Показывайте карточки Домана.
- Побольше читайте, при этом не стесняясь показывать ребенку свои актерские умения: меняйте интонацию, темп речи, старайтесь озвучивать персонажей разными голосами, передавая чувства героев.
- Чтобы малыш заговорил, развивайте мелкую моторику рук и челюстной аппарат. Для этого давайте ему грызть морковь или сухарики.
- В ванной хорошо играть в рыбалку. Можно прикупить сачок и набор игрушечных рыбок (с удочкой в этом возрасте мало у кого получается справляться) и таким образом развивать координацию движений.
- Рисуйте вместе с малышом. Даже получившиеся каляки-маляки приводят его в восторг, тем более что они развивают мышцы кисти. В начале творческого пути достаточно 3-х – 4-х тонких качественных фломастеров.
- Из пластилина лепите горошины, скрепляйте их между собой. Мама может слепить грибочек и отдельно маленькие белые шарики, а ребенку поручить эти шарики прилепить к красной шляпке гриба. Так совместными усилиями получится мухомор.
- Дети обожают пересыпать и переливать что-либо из одной емкости в другую. Для занятия подойдет любая крупа и 2 стаканчика. В ванной такая игра проделывается с водой.
Если малыш не ходит и даже не может самостоятельно встать, следует показать его невропатологу. Возможно, понадобится провести курс массажа и лечебную гимнастику. Так день за днем прошел целый год. Конец 11-го месяца на самом деле является началом нового этапа для ребенка, да и для родителей тоже. Соблюдая и дальше режим кормлений, сна и прогулок, вы уверенно шагаете (в прямом смысле этого слова) во второй год жизни.