Вся жизнь — игра. Это высказывание особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ребенок через игру познает окружающий мир, формирует представление о форме, цвете, размере предмета, и что немаловажно, его предназначении.
Отличительным признаком 9-месячного ребенка является его подвижность (полная информация о развитии малыша в 9 месяцев находится здесь). Он активен во многих отношениях: переворачивается во все стороны, умеет вставать и садиться, держась за опору, быстро ползает, некоторые даже пытаются ходить.
Такая активность подразумевает, что малышу просто необходимы занятия и игры, стимулирующие мозговую деятельность, развивающие его фантазию, логическое мышление, смекалку и память. Девять месяцев — тот возраст, когда очень кстати пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Они благотворно сказываются на речевых навыках крохи.
Меры предосторожности
Понимая, что любая вещь в руках малыша становится объектом для исследования, необходимо заранее подумать, какие предметы нужно переставить в целях безопасности повыше. Некоторые родители предусмотрительно выделяют крохе нижнюю полку на кухне или какой-нибудь ящик в другой комнате, периодически обновляя содержимое.
Важно помнить: все бьющееся, попав в руки 9-месячного карапуза, обязательно будет брошено на пол, а все осязаемое обязательно попробуется на вкус. Любое отверстие будет проверено на глубину и ширину. Поэтому все колющие, режущие, бьющиеся предметы должны быть вне зоны доступа. На розетки ставятся заглушки, бытовая химия и лекарства убираются на самые дальние полки.
Развивающие центры или развивающие родители?
Едва малыш начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам, как некоторые родители начинают водить его в развивающие центры. По поводу таких ранних визитов ведется много споров.
Эксперты утверждают, что в этом возрасте ребенку важно не только количество получаемых знаний, но и стимул развить сам интерес к обучению, желание познавать новое. А с этой задачей по силам справиться и родителям без лишних финансовых и временных затрат. Тем более, что, находясь рядом с мамой и папой, малыш чувствует себя более раскрепощенно. Он им абсолютно доверяет. Родители для него — авторитет и образец для подражания.
Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» делится своими исследованиями и наблюдениями. Он пишет, что к трем годам клетки мозга сформированы на 80%. Это означает, что основные навыки и умения нужно успеть заложить до этого момента. Но приоритетной задачей является создание теплого семейного микроклимата, где отношения родителей и детей построены на близком общении и доверии.
Очень важно, чтобы родители находили время играть со своими детьми
Другой известный автор, разработавший собственную методику развития, — Мария Монтессори – тоже согласна с тем, что первые три года жизни наиболее важны в становлении личности. Детям крайне необходимо совершенствовать чувства: трогать, нюхать, пробовать на вкус. Монтессори за познание, построенное на непринужденном обучении, через игру. По ее методике детишки играют с крупами, отделяя фасоль от риса, застегивают пуговицы и ремешки. Все используемые материалы должны быть натуральными.
Итак, мы рассмотрели, что в игровой форме карапуз познает мир, и родители в процессе обучения играют далеко не последнюю роль. Чем занять ребенка в 9 месяцев?
Игры на развитие речи
- Ключевые слова. Под ними подразумеваются знакомые фразы, которые малыш слышит ежедневно. Они должны быть простыми. Например, если кроха упал, прокомментируйте следующим образом: «Ой, Ваня бух, упал!». Подобными словами являются: «хочу пить», «дай», «гулять» и т. д. Если слово связано с эмоциями или жизненными потребностями, оно быстрее запомнится, у ребенка будет стимул к его произношению.
- Имена. Для запоминания имен родственников хорошо рассматривать фотографии. Детям интересно играть в «ку-ку» в детском коллективе. Можно посадить 4-5 ребятишек друг напротив друга и поочередно накрывать их платочком, спрашивая: «Где Карина? Вот Карина! А где Вика? А вот она!» Смысл в том, чтобы ребенок запоминал имена детей, которых регулярно видит на площадке.
- За обеденным столом. Хотя бы раз в день выделяйте время, чтобы поесть всей семьей. Придвиньте стул карапуза к общему столу и понаблюдайте, как внимательно он будет слушать реплики говорящих, следить за ходом рассуждения, иногда пытаясь участвовать в разговоре. Это хорошая возможность научить ребенка слушать, вести беседу.
- Использование вопросов. В беседе с ребенком почаще задавайте вопросы, первоначально такие, на которые можно ответить просто да или нет: «Ты сегодня хорошо спал? Тебе нравятся эти цветочки? Хочешь поиграть?» и т. п.
- Приветствие и прощание. Научите кроху махать ручкой на прощанье, при этом проговаривайте: «Пока-пока». Учите здороваться, протягивая руку.
Игры на развитие координации
- «Ладушки». Мама проговаривает известный стишок, во время которого кроха учится хлопать в ладоши, класть ручки на голову. После игры спрячьте под покрывало его ручки. Дети любят наблюдать за исчезновением и появлением предмета.
- Собираем пирамидку. Нанизывание колец на стержень отлично развивает координацию. Когда малыш отточит свое мастерство, задачу можно усложнить, например, раскачивая стержень во время того, как ребенок собирает на него кольца.
- Все вверх дном. Переверните игрушки, кастрюлю и прочие предметы вверх дном. Кроха уже хорошо ориентируется в пространственном расположении предметов, так что его задача — придать им первоначальный вид.
- Катание мячика. Сядьте напротив ребенка на небольшом расстоянии и покатите ему мячик. Попросите его вернуть мячик маме.
- Учимся шагать. Во время прогулки удерживая кроху за руки, научите его перешагивать через камешек, веточку. Дети обожают ходить по ступенькам, и это очень полезное занятие. Для еще большего настроения сопроводите подъемы и спуски веселыми стишками, например: «Вниз по лесенке идем — ни за что не упадем».
Игра «Ладушки» знакома не одному поколению
Ролевые игры
Они еще очень просты, например, покормить мишку, укрыть одеялом зайчика, укачать на руках куклу. Но сюжетные игры имеют огромное значение. В них вы без назидания можете объяснить ребенку, что плохо, а что хорошо. Например, кукла пошла гулять, упала, заплакала — ее надо пожалеть, успокоить.
Чувство ритма
Ритм чрезвычайно важен для развития музыкального слуха и танцевальных способностей. Пробуйте хлопать в ладоши в ритм песенке или найдите в ней слова, при звучании которых малыш должен будет ударить в ладоши. Начинать знакомство с ритмом можно на примере часов. Подойдет следующая игра:
- «Дедушкины часы тик-так, тик-так». Фразу произносим не спеша, медленно размахивая руками в стороны.
- «Папины часы тик-так, тик-так». Произносим слова быстрее, хлопая ладошками по животику.
- «А мои часы тики-тики-тики-тик!» При последней фразе очень быстро хлопаем в ладошки.
Повседневные дела
Развивающие игры и игрушки не обязательно покупать в магазине. Чаще всего они находятся у нас дома, под рукой, главное, научиться их использовать. В возрасте 9-ти месяцев практически всегда малыш находится там, где его мама. Во что же можно поиграть?
На кухне
Кухня — рай для развития мелкой моторики. Здесь столько разных баночек с крупами! Дайте малышу одну из них или насыпьте крупу на поднос, предложив порисовать на ней пальчиком. Можно насыпать в миску макароны в виде спиральки и ракушек и попросить рассортировать их.
А какую крупу «любит» ваш малыш?
Пластмассовые бутылки тоже пригодятся. Ими можно просто постучать, откручивать и закручивать крышку, засыпать на четверть манной крупой и наблюдать, как она пересыпается, если бутылку перевернуть.
В ванной
Малыши обожают игры, в которых нужно переливать воду из одной емкости в другую. Карапуз способен целых полчаса сосредоточенно проводить эксперименты, наблюдая, где воды стало больше, а где меньше. Для этого необходимо купить набор формочек или чашек, а также лейку. Научите кроху хлопать ладошками по воде. Брызги, конечно, летят во все стороны, зато радости нет предела.
Переодеваясь
Меняя одежду или одеваясь с утра, дайте малышу кусочек мягкой ваты, погладьте ею животик, носик. Параллельно можно спрашивать: «Где у нас носик?»
Щекотка вызывает массу удовольствия. Пальчиками пройдитесь по ручке ребенка, придумав историю про жучка, который ищет путь домой, и доберитесь до подмышек. Кроха будет заливаться от смеха.
Книжки
Первые книжки должны быть хорошо иллюстрированы. Прежде, чем читать сам текст, рассмотрите, что изображено на картинке, во всех деталях. Назовите животных, жучков, можно их сосчитать. Лучше, чтобы для самых маленьких читали коротенькие стишки. Поскольку дети все тянут в рот, книжка должна быть достаточно твердой, чтобы выдержать испытание на прочность.
Игрушки должны быть яркими и функциональными
Игрушки
Ну и, конечно, как обойтись без игрушек, красочных, ярких, принадлежащих только малышу (в отличие от маминых кастрюль и половников). С учетом всего вышесказанного, полезно приобрести:
- Заводные игрушки.
- Пирамидку.
- Матрешку.
- Игрушечную посуду.
- Пальчиковые краски.
- Молоточки с пищалками.
- Игрушки, которые тянутся за веревочку.
- Маракасы.
- Музыкальные игрушки с кнопками.
- Набор для игры в песочнице.
- Мелки, карандаши, фломастеры.
Не жалейте времени на занятия со своими детьми. Они так быстро растут! Общаясь с ребенком сейчас, вы закладываете основу для тесных и доверительных отношений в будущем.