Жигулёвск: 8 (84862) 3-41-16, 89277683394,
89179443023
Тольятти
Многопрофильные стоматологические клиники ООО «Жемчужинка» - это сочетание инновационных технологий, высококвалифицированных опытных врачей, высочайшего уровня обслуживания и современного лазерного оборудования.

Как воспитывать ребенка до года

Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте. Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и нужно. Как организовать воспитание ребенка до года? На какие аспекты сделать упор в столь раннем возрасте?

Этапы воспитания крохи до года

Воспитание ребенка до года условно можно разделить на 4 основных этапа. Каждый этап включает в себя по три месяца жизни. Нужно понимать, что только в возрасте первого года кроха развивается и растет максимально быстро. Наряду с физическим и эмоциональным развитием, можно привить ему многие навыки, которые в будущем обязательно пригодятся.

1. Этап с рождения до 3-месячного возраста

Ребенок этого возраста очень нуждается в материнской ласке и внимании. Не нужно лишать его этого, боясь «приучить к рукам». Но в то же время необходимо ненадолго оставлять бодрствующего младенца одного в кроватке, чтобы он привыкал осознавать себя как отдельного человека, а не как часть матери.

Очень важна гигиена новорожденного ребенка. Он должен быть всегда чистый, чтобы грязный памперс или распашонка в пятнах «детской отрыжки» не были нормой, а вызывали дискомфорт. Так уже с первых месяцев кроха будет привыкать к чистоте и порядку.

Кроме того, нужно уделить внимание физическому развитию – гимнастике и массажу, выкладывать ребенка на животик. Каждую из процедур тоже нужно проводить в строго определенное время. Со временем эти процедуры перерастут в обязательную зарядку и поддержание хорошей формы.

Очень важно на этом этапе начать приучение новорожденного к четкому режиму. Режим устанавливает не мама, а сам ребенок. Тогда это произойдет без стресса, само собой. Нужно присмотреться к малышу, заметить, что он начинает просить кушать, засыпает и просыпается примерно в одно и то же время.

Это и должно стать основой режима, который в дальнейшем надо поддерживать, слегка меняя под нужды семьи и подрастающего крохи. Это приучит малыша к порядку и будет полезно на протяжении всего периода детства.

Также важно разговаривать с ребенком, петь песенки, декламировать стихи. Это научит малыша слышать и слушать. Уже в этом возрасте можно приучать грудного малыша к игрушкам, которые разовьют сенсорику, слух, зрение. Это различные по своим звукам и фактуре погремушки, воздушный шарик, привязанный к руке, мобиль в кроватку, подвесные игрушки в коляске, развивающий коврик и т.д.

Утренние процедуры по уходу за младенцем
Каждое утро нужно начинать с гигиенических процедур – умывание, подмывание, замена памперса и т.д. Со временем это будет привычным ритуалом

2. Этап с 3-х месяцев до полугода

В период второго этапа нужно практиковать и развивать все то, что началось на первом этапе – приучение к гигиене, режиму, игрушкам, гимнастике. Кроме этого, второй этап характеризуется началом привития навыков общения и эстетического воспитания.

Малыш уже начинает разговаривать с мамой, выражать голосом свои эмоции. В этот период важно, чтобы он как можно больше слышал речь. Необходимо часто разговаривать с ребенком, включать музыку, песни, рассказывать сказки и т.д.

На этом этапе можно расширить ассортимент игрушек, добавив мяч, прорезыватели для десен, резиновые игрушки для ванной, мягкие большие кубики. Дети в этом возрасте любят рвать бумагу. Можно отдать ребенку старый журнал, но следить за тем, чтобы оторванные куски не были проглочены.

Малыш уже начинает ползать и сидеть, поэтому массаж и физическое развитие особенно важны. Гимнастику можно разнообразить новыми укрепляющими упражнениями на фитболе, приобрести мягкий массажный коврик.

Разговор с младенцем
Нужно терпеливо относиться к ребенку, нельзя кричать, показывать ему свое раздражение и усталость. Если такие всплески раздражения будут часто происходить в присутствии младенца, то кроха вскоре начнет вести себя так же. Дети – это отражение родителей, надо помнить об этом каждую минуту

3. Этап с полугода до 9 месяцев

На этом этапе ребенок становится очень подвижным, поэтому стоит заранее создать дома безопасное пространство (поставить заглушки на розетки и специальные замочки на нижние ящики). Нельзя кричать на ребенка и запрещать познавать мир, но следует сделать все, чтобы он не смог залезть туда, куда не надо.

Многие детки в этом возрасте начинают ходить, поэтому физическое развитие по-прежнему находится на одном из первых мест в воспитании. Массажный коврик, ходунки, хождение за руки и у опоры – все это способствует укреплению нужных мышц.

На этом этапе начинается первый прикорм. Можно добавить к основным гигиеническим процедурам мытье ручек перед едой и надевание нагрудника. Также нужно вытирать ребенку ротик во время еды салфеткой и следить, чтобы столик, за которым ест малыш, был чистым. Если одежда была испачкана во время еды, то необходимо переодеть кроху в чистое. Эти мелочи очень важны – они позволят воспитать аккуратность и чистоплотность.

Ближе к 9 месяцам можно начать знакомство крохи с горшком. Несколько раз в день нужно высаживать ребенка на горшочек. Не стоит держать его силой и дожидаться обязательного мочеиспускания или дефекации. Такие действия вызовут у ребенка только отвращение и неприятие.

Очень важно на этом этапе познакомить ребенка со словами – «молодец», «правильно», «нельзя», «нет». То есть ребенок должен понимать, что есть вещи, которые ему нельзя делать, а некоторые действия, наоборот, вызывают радость и поощрение. Нужно терпеливо, раз за разом объяснять ему значение этих слов, иначе малыш просто не будет на них реагировать. При объяснении нужно смотреть ребенку в глаза, говорить с ним, держать за руки, чтобы он понял, что речь идет о важных вещах.

Развитие речевых навыков стоит поощрять и всячески этому способствовать – разговоры, сказки, песенки, четкое проговаривание новых слов, музыкальные игрушки. Нельзя сюсюкать и говорить с ребенком на «детском» языке. Это вредно и не принесет пользы в речевом развитии. Только четкая и правильная речь. При ребенке нужно избегать матерных слов и сленга.

К игрушкам можно добавить яркие книги из прочных материалов (толстый картон, пластик), музыкальные и игровые центры, развивающие слух, речь и мелкую моторику, детские музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, синтезатор). Такие игрушки, кроме общего развития, очень способствуют эстетическому воспитанию малыша.

Знакомство младенца с зубной щеткой
К ежедневной гигиене можно добавить знакомство с зубной щеткой. Щетку надо купить с маркировкой «для детей до года». Пасту использовать пока не нужно – малыш вряд ли сможет прополоскать рот. Можно показывать крохе, что делать со щеткой на личном примере. Так ребенок лучше поймет назначение нового предмета

4. Этап с 9 месяцев до года

На этом этапе по-прежнему важно большое значение уделять физическому развитию и воспитанию. Необходимо развивать навыки ходьбы, поощрять ребенка, если он пытается сам встать и пойти. Не страшно, если он будет падать, главное, не делать из этого трагедию и не пугать ребенка. Он из-за негатива и испуга может совсем прекратить самостоятельные попытки ходить. Не стоит прекращать занятия гимнастикой, наоборот, надо добавлять новые, более сложные упражнения.

В этом возрасте можно приучать ребенка играть самостоятельно, ненадолго оставляя его одного. Разумеется, нельзя уходить далеко. Нужно проверять малыша, чтобы он был в порядке. На собственном примере нужно показывать крохе, что необходимо бережно относиться к домашним животным, растениям, игрушкам.

Необходимо постоянно общаться с ребенком, играть вместе, показывать «пальчиковые спектакли», читать вместе книги, гулять, проговаривать все, что происходит на улице и дома. Это не только разовьет речь, но и заложит основы эстетического воспитания. Также нужно практиковать употребление запрещающих слов – «нельзя», «нет» и поощряющих – «молодец», «умница», «правильно», «можно».

Ребенок учится есть ложкой
Ближе к году можно приучать малыша кушать самостоятельно. Пусть сначала он ест руками, совсем скоро у него будет хорошо получаться кушать ложкой

Методики воспитания детей до года

Существует два основных подхода к воспитанию детей до года:

Ранняя социализация

Методика получила развитие в первой половине ХХ века. Есть семьи, где такой подход практикуется и сегодня. Метод основан на приучении к «самостоятельной жизни» с пеленок. Основные принципы:

  • Минимальный контакт с матерью.
  • Искусственное вскармливание.
  • Установка четкого режима и норм поведения.
  • Категоричный запрет на совместный сон.

«Сближение»

Основатели методики Уильям и Марта Серз (90-е годы прошлого века). Метод основан на более близком общении родителей и ребенка.

Основные принципы:

  • Максимальный контакт с матерью, особенно в первый год жизни.
  • Только грудное вскармливание, которое продолжается как можно дольше.
  • Не запрещен совместный сон крохи и родителей.
  • Отсутствие режима.
  • Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.

Конечно, эти два подхода диаметрально разные. Каждый из них имеет своих поклонников и противников.

Современный прогрессивный метод к воспитанию детей – это некий симбиоз этих двух подходов, который основан на том, что близость матери важна и нужна крохе для правильного психоэмоционального развития, но не стоит перегибать палку и лишать ребенка права на самостоятельность.

Ключевые моменты в воспитании ребенка

Есть несколько основных моментов, которые крайне важны в процессе воспитания:

  • В воспитании малыша должны быть задействованы и мама, и папа.
  • Основа воспитания – систематичность. Не будет толку, если что-то делать один раз, только ежедневная практика принесет результат.
  • Режим – это не только возможность для мамы отдохнуть и получить несколько свободных часов, но и приучение крохи к порядку и систематичности.
  • Спокойствие и уверенность мамы – залог грамотного воспитания и хороший пример для малыша. Постоянно раздраженная, кричащая мама может воспитать только нервного, непослушного ребенка с неустойчивой психикой.
  • Близость мамы очень важна, но и давать ребенку время побыть наедине с собой, сделать что-то самому нужно обязательно. Так с младенчества воспитывается самостоятельность.

Специалисты сегодня дают некоторые рекомендации, но по большому счету, позволяют мамочке самой решать, как воспитывать ребенка до года и после. Никто не может знать малыша лучше, чем его собственная мать. Именно на этом должно быть основано воспитание крохи.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации